Общие черты и цели научного познания. Наука и вненаучные виды познания. Наука и культура.

Научное познание, как и все формы духовного производства необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Различные виды познания по-разному выполняют эту роль, и анализ этого различия является необходимым условием для выявления особенностей научного познания. Деятельность может быть рассмотрена как сложно организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда продукты одной деятельности переходят в другую и становятся её компонентами. Пример: железная руда как продукт горнодобывающего производства становится предметом, который преобразуется в деятельности сталевара, станки, произведённые на заводе из добытой сталеваром стали, становятся средствами деятельности в другом производстве.

Основные черты науки

1.Наука УНИВЕРСАЛЬНА – в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума Общие черты и цели научного познания. Наука и вненаучные виды познания. Наука и культура. при тех условиях, при которых они добыты человеком.

2.Наука ФРАГМЕНТАЛЬНА – в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины.

3.Наука ОБЩЕЗНАЧИМА – в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык – однозначный, поскольку наука стремится, как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты.

4.Наука ОБЕЗЛИЧЕННА – в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

5.Наука СИСТЕМАТИЧНА - в том Общие черты и цели научного познания. Наука и вненаучные виды познания. Наука и культура. смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

6.Наука НЕЗАВЕРШЕННА – в том смысле, что хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

7.Наука ПРЕЕМСТВЕННА – в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносится со старыми знаниями.

8.Наука КРИТИЧНА – в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.

9.Наука ДОСТОВЕРНА – в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.

10.Наука ВНЕМОРАЛЬНА – в том смысле, что научные истины нейтральны Общие черты и цели научного познания. Наука и вненаучные виды познания. Наука и культура. в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

11.Наука РАЦИОНАЛЬНА – в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

12.Наука ЧУВСТВЕННА – в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.

Вненаучное знание производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, имеет собственные Общие черты и цели научного познания. Наука и вненаучные виды познания. Наука и культура. источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии.
Формы вненаучного знания:



• ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
•донаучное, выступающее предпосылочной базой научного;
•паранаучное — как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
• лженаучное(лшибочное) — как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки Лженаучное развивается через квазинаучное:

• квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев Общие черты и цели научного познания. Наука и вненаучные виды познания. Наука и культура., опираясь на методы насилия и принуждения. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, шельмование кибернетики • антинаучное — как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке.

• псевдонаучное знание (характерно сенсационность тем, признание тайн и загадок, а также "умелая обработка фактов). например, истории о снежном человеке, о чудовище из оз. Лох-Несс.

Культурой наука является в той мере, в какой в ее содержании выражена и репродуцируется способность человека владеть им же достигнутым знанием источниками этого знания и воспроизводить их во времени и пространстве Общие черты и цели научного познания. Наука и вненаучные виды познания. Наука и культура., т.е. в обществе, что предполагает, конечно, определенную социальную память и определенную систему кодирования. Эта система кодирования, воспроизводства и трансляции определенных умений, опыта, знаний, которым дана человеческая мера система, имеющая прежде всего знаковую природу, и есть культура в науке, или наука как культура Существуют особые предметы, которые нельзя, с одной стороны, свести к чистому «духу», к рассудочным изобретениям ума, а с другой – дедуцировать их из имеющихся или возможных в будущем физических законов. По отношению к ним последние не определены полностью и не уникальны. Такого рода предметы и есть материал культуры. Это – вещи живого сознания, вещи разума. Культура и в Общие черты и цели научного познания. Наука и вненаучные виды познания. Наука и культура. науке, и в других сферах деятельности вырастает из того, что не могло бы в них произойти по природным законам, но все же как-то происходит и, произойдя, наблюдается в качестве определенного рода существований, расширяющих возможности человека и являющихся, при всей натуральности и материализованности своей формы (язык, инструменты, приборы, образы произведений искусства, числа, научные модели, личностные исполнения всего целого жизни в героическом образце и т.п.) лишь органами воспроизводства человеческой жизни

культурные явления – это такие явления, которые заменяют физические, естественно человеку данные способности, преобразуя их работу в некоторую структуру и в некоторый способ действия, результат, устойчивость и однозначность которого не только Общие черты и цели научного познания. Наука и вненаучные виды познания. Наука и культура. не зависят от случайности индивидуальных способностей и умений, но и дают их преобразованием нечто совсем иное. Например, винт – это культурный предмет, потому что в нем преобразуется действие физических сил в результате, который иначе быть получен не может. В такой же роли можно рассматривать и законы науки, системы уравнения и методы их решения по отношению, конечно, к способностям ума и восприятия.


documentacyhben.html
documentacyhiov.html
documentacyhpzd.html
documentacyhxjl.html
documentacyiett.html
Документ Общие черты и цели научного познания. Наука и вненаучные виды познания. Наука и культура.